четверг, 19 декабря 2013 г.

Современный виниловый проигрыватель

Согласен что данный пост немножко выбивается из темы но, тема мне интересная и, хотелось - бы об этом упомянуть. Понятно: что слушают винилы сегодня, единицы. Их нет в продаже, но есть частные коллекции, которые коллекционеры бережно хранят. Вот, именно для этих целей и есть в продаже такая экзотика:



Приличный аналоговый источник приобретается, как правило, по частям: стол, тонарм, головка, фоно-кабель, — все это тщательно подбирается методом проб и ошибок. Но есть варианты, позволяющие избежать столь длительного и затратного по деньгам поиска. Один из них — проигрыватель Clearaudio Emotion SE.

Эта модель не так давно пришла на смену хорошо известной Emotion, поэтому литеры SE означают не Special, как принято у большинства производителей, a Second Edition. 

Основой проигрывателя служит матовая, с изморосью, акриловая плита толщиной 22 мм с фигурным вырезом в левой задней части. Это место для электродвигателя, который устанавливается на собственную опору и не имеет жесткого контакта с проигрывателем. На керамическую ось двигателя надевается двухступенчатый шкив, обеспечивающий две скорости вращения — 33 и 45 об/мин. Силиконовый пассик круглого сечения охватывает внешний обод массивного диска толщиной 28 мм, также выточенного из акрила. Выбор материалов явно не случаен — силикон намного долговечнее резины и обладает лучшими демпфирующими свойствами, а акрил имеет почти такой же спектр резонансов, как у винила.

 Последнее обстоятельство позволяет класть пластинку непосредственно на диск, без резинового или войлочного мата.

У основного подшипника довольно необычная конструкция. В главное основание запрессовано кольцо мощного магнита, а в его центр — ось из полированной керамики. На нее надевается магнитная втулка, вставленная в отверстие диска (не забудьте добавить каплю масла). Поскольку оба магнита направлены одноименными полюсами навстречу, они отталкиваются, и диск не садится на ось полностью. Магнитная подушка радикально снижает потери на трение и, соответственно, увеличивает срок службы подшипника. Вибрации и шумы при вращении диска также сведены к минимуму. 

Магнитное поле используется и в конструкции тонарма для регулировки антискейтинга. Посмотрите на фото, видите справа винтовую рукоятку с накаткой? В его торец встроен магнит, и несколько таких же запрессованы в подвижный стакан тонарма. От расстояния между магнитами зависит сила, компенсирующая центростремительное ускорение иглы. Весьма оригинальная система, а главное — бесконтактная, без малейшего трения, в отличие от пружин и грузиков. 

Трубка прямого тонарма изготовлена из карбонового волокна, это легкий и мертвый с точки зрения резонансов материал. Свободное перемещение в обеих плоскостях обеспечивается прецизионными сапфировыми подшипниками. Предусмотрена и регулировка VTA, для этого нужно ослабить стопорные винты в нижней обойме и выдвинуть стойку на нужную высоту. Прижимная сила регулируется перемещением массивного противовеса. Тонарм имеет конструкцию Direct Wire, т.е. сигнал с головки подается непосредственно на внешний кабель с наконечниками RCA. Заземляющий провод подключается к опорной пятке главного подшипника. 

Шелла как такового нет — головка крепится к пластине, установленной под углом к трубке тонарма. Угол выставляется по шаблону, который придается к проигрывателю. В комплекте также набор ключей, отвертки, пузырек с маслом, уровень, пластиковый клэмп, пузырьковый уровень и белые перчатки — матовый акрил очень чувствителен к отпечаткам пальцев.
 

Головка Clearaudio Beta-S, которой комплектуется проигрыватель, занимает среднее положение в модельном ряду Aurum. Он объединяет MM-картриджи стоимостью $400 — 900, которые выпускаются как в алюминиевых, так и в деревянных корпусах. Различие в весе (10 и 6 г соответственно) расширяет ассортимент тонармов, на которые они могут устанавливаться. 

Корпус Beta-S Wood ($793) изготовлен вручную из южноафриканского дерева Satine, обладающего необходимыми демпфирующими свойствами. Поскольку грамзапись изначально построена на колебаниях и резонансах, выбор материала реально влияет на звучание. Благодаря использованию современных магнитных сплавов удалось получить довольно высокое выходное напряжение (3,5 мВ) при минимальной массе подвижной системы. А чем меньше ее инерция, тем точнее трекинг. Кантеливер выполнен из алюминия, о профиле иглы ничего не сообщается. 

У проигрывателя нет подвески, поэтому я поставил его на опоры Copulare Coral Lift (о них рассказывалось в прошлом номере). В паспорте головки не указан такой важный параметр, как податливость, так что резонансную частоту подвижной системы пришлось определять экспериментально по пластинке «Vinyl Essentials». При установке прижимной силы 2,2 г она оказалась порядка 12 Гц, что можно считать оптимальным значением для легкого карбонового тонарма.

Для оценки звучания я намеренно не стал брать аудиофильские релизы, а вытащил практически наугад несколько обычных пластинок из тех, что слушаю дома. 

Проигрыватель работает совершенно бесшумно, да и в колонках нет ни рокота, ни фона. Это несомненное достоинство грамотно продуманной конструкции с минимумом металлических деталей. Нижний регистр очень приятный на слух, по-настоящему виниловый. Бас-гитара и большой барабан на диске Карлоса Сантаны [1] не сливаются, хотя перекрывают одни и те же октавы. Разделение каналов впечатляющее, при этом звуковая сцена заполнена по всей ширине между колонками. И что особенно приятно, у Emotion SE характерный виниловый почерк — выразительная середина плюс подвижный и энергичный верхний бас. 

Наверное, поэтому авангардные перформансы Тома Уэйтса  производят очень сильное впечатление, проигрыватель, словно оправдывая свое название, доносит до слушателя нереальный эмоциональный накал. Инфранизкий диапазон несколько условен, но получить низкий и одновременно информативный бас в аналоговом источнике гораздо сложнее, чем в цифровом. Соответственно, это потребует совсем других финансовых и интеллектуальных затрат. 

Нельзя не отметить качество, довольно редкое для пассиковых проигрывателей — прекрасное чувство ритма. Виртуозные партии Фила Коллинза на ударных  в сумасшедшем темпе — ухо не ловит ни малейших девиаций. Верхний диапазон звонкий и чистый, такой характер, скорее, присущ MC-головкам с их легкой подвижной системой.


В целом же с проигрывателем приятно иметь дело — он современно выглядит, прост в обращении и имеет очень неплохой звуковой потенциал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий